Форма вопросов и их влияние на собеседника
В большой степени успех коучинга зависит от того, умеет ли коуч задавать вопросы. Это не просто умение: по сложности это искусство, требующее безукоризненного владения речью, чуткости к коммуникативным проявлениям партнера, особенно невербальным сигналам, и способности отличать искренние ответы от уклончивых. Необходимо принимать партнера за равного себе собеседника.
Вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и более точному. Вопросы – это импульсы для активизации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Наконец, они являются инструментом, который способствует принятию нужного решения. Возможно деление вопросов по следующим основаниям:
Открытые и закрытые вопросы
Открытый вопрос требует развернутого ответа. Он называет только тему или предмет вопроса, а далее отвечающий волен структурировать ответ по своему усмотрению, например: «Чем вам нравилась ваша прежняя работа?»
Закрытый вопрос предполагает лишь выражение согласия или несогласия с высказанной мыслью (да или нет): «Если решение о вашем зачислении будет принято, готовы ли вы немедленно отправиться на курсы повышения квалификации?»
Прямые и косвенные вопросы
В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопросы, потому что боится, стесняется, не умеет выражать то, что нужно спрашивающему. Чтобы ослабить напряжение, применяют косвенные вопросы. Это необходимо, например, в тех случаях, когда высказанное мнение может идти вразрез с тем, что разделяется в данной социальной среде. Например, вместо вопроса «Хотели бы вы поменять место работы?», спрашивают: «Посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу?»
Личные и безличные вопросы
Весьма существенен выбор личной или безличной формы вопроса. Личная форма вопроса, как правило, выявляет индивидуальное мнение отвечающего. Безличная форма вопроса провоцирует к разговору не о личном восприятии, а о том, чего требует объективная реальность.
В коучинге мы активно используем открытые вопросы для развития внутреннего потенциала собеседника.